Биллинг услуг ЖКХ – бизнес, нужный всем. Журнал "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"
Вторая тенденция прямо противоположна – централизация участников рынка ЖКХ по инициативе администраций муниципальных образований (МО). Основная причина, по которой администрации прикладывают усилия в сторону централизации, – это неудовлетворительное качество поставки населению жилищных и коммунальных услуг разрозненными структурами. Жители зачастую оказываются в ситуации, когда при фактическом отсутствии задолженности за услуги ЖКХ происходит недопоставка той или иной услуги из-за того, что небольшая управляющая компания не успела вовремя рассчитаться с поставщиком услуги (из-за отсутствия средств на счете, задержки компенсационных выплат от органов соцзащиты и т.д.). Подобные инциденты заставляют администрации МО искать компромиссы между централизованным и децентрализованным управлением.
В такой сложной ситуации вопрос организации четкой системы расчетов за услуги ЖКХ оказывается особенно актуален. Мы считаем, что лучшим решением, обеспечивающим качественный результат для всех участников ЖКХ, становится создание централизованных расчетно-кассовых центров (РКЦ) на коммерческой основе. Фактическое управление жилфондом при этом может осуществляться как централизованно органами местного самоуправления, так и несколькими коммерческими организациями – управляющими компаниями и ТСЖ. РКЦ - это структуры, равноудаленные от всех участников расчетов, консолидирующие данные лицевых счетов и ведущие расчеты по ним с помощью современных информационных технологий. Такое решение выгодно всем заинтересованным сторонам: администрации, поставщикам услуг, управляющим компаниям и жильцам.
Органы администрации получают в лице РКЦ единую структуру, которая отвечает за правильность расчетов за услуги ЖКХ в соответствии с текущим законодательством и обеспечивает качественную статистику по состоянию лицевых счетов муниципального образования.
Поставщики услуг, взаимодействуя с расчетно-кассовым центром, могут оперативно решать финансовые вопросы с поставщиками услуг в условиях недосборов оплаты за ЖКУ с населения и получать сводную отчетность по начисленным и фактически оплаченным услугам по всему жилфонду.
Жильцы получают в лице РКЦ единый централизованный орган, где они могут получить грамотную консультацию по всем начислениям, оформить льготы в соответствии с текущим законодательством. Система «Единого окна» упрощает возможность получать справки по расчетам и совершать платежи.
Огромное преимущество от создания РКЦ получают управляющие компании. Возможность вывести на аутсорсинг (доверить внешней организации) расчетные операции позволяет им сэкономить средства за счет отказа от покупки компьютерной техники, программного обеспечения для расчетов, приема дополнительного персонала.
Перечисленные плюсы централизованных расчетных центров объясняют активный интерес к их созданию во многих крупных муниципальных образованиях. А вот для самих РКЦ эта деятельность становится хорошим бизнесом, позволяющим их владельцам быстро выйти на достаточно высокий уровень социальной значимости. Зарабатывать расчетно-кассовые центры могут на услугах по начислениям, сборам платежей, распределению платежей по поставщикам и других. Причем на практике оказывается, что порог вхождения в этот бизнес невысок. Требуется лишь приобрести компьютерную технику, специализированное программное обеспечение, обучить персонал и организовать процесс.
Сегодня в России разработана достаточная база для построения подобной информационной системы на объектах разного масштаба – от небольших поселков до города-миллионника (Екатеринбург). Так, гибкая автоматизированная система «Контур-ЖКХ», созданная компанией СКБ Контур для начисления квартплаты, распределения платежей населения в ЖКХ, позволяет начинать работать с той ситуацией, которая имеется на сегодняшний день в МО.
В настоящее время система внедрена в крупных расчетных центрах и многочисленных организациях ЖКХ, а также многих ТСЖ. Объем обрабатываемых лицевых счетов в этих организациях составляет от двухсот до 70 тысяч. Система «Контур-ЖКХ» работает в городах и поселках Свердловской, Челябинской, Курганской, Кемеровской и Саратовской областей, Пермского, Приморского и Краснодарского краев. Идет внедрение системы в Брянской области и на острове Сахалин.
Журнал "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера" № 7/2008 г.