Размышления о необходимости ERP-систем для среднего и малого бизнеса. Журнал "Топ-менеджер"
Что же происходит в реальности при внедрении ERP-системы? Допустим, существует предприятие в Липецке и предприятие в Тамбове, которые занимаются выпуском одной и той же продукции и имеют схожие производственные процессы. На каждое из них приходит консалтинговая компания, занимающаяся внедрением ERP, с предложением создать программное решение для полной автоматизации производственного процесса. Если эти предложения будут приняты, то в результате появятся два программных продукта для решения одной и той же задачи. Наверное, разного качества (блондин играет хорошо, брюнет играет хуже). А, главное, что с точки зрения экономики страны в целом одна и та же разработка будет оплачена два раза.
И дело даже не столько в высокой стоимости первоначального внедрения. А она, обычно, как только в названии прозвучали три магические буквы ERP, даже в простейшем случае начинает зашкаливать за уровень сотни тысяч долларов, что само по себе ставит под сомнение правомерность постановки вопроса о ERP-системах для малого и среднего бизнеса. Дело в первую очередь в том, что в дальнейшем каждое успешно ERP-зированное предприятие попадает в зависимость от своего консультанта - ведь с каждым изменением в производственном процессе, с каждым нововведением в законодательстве ему приходится обращаться заново к программисту, создавшему эту сложную, уникальную систему, и каждый раз платить за доработки. Кстати, самое страшное и нелепое явление (и при этом очень частое!) - это когда на базе универсальных ERP-платформ пытаются осуществлять решения, которые являются стандартными, регламентированными законодательством и для которых на рынке уже существуют проверенные продукты. Например, практически с нуля в ERP-систему закладывают модуль бухгалтерской отчетности. А ведь это огромное количество форм, которые все время меняются. И получается, что высокооплачиваемый ERP-консультант за 100 долларов в час выполняет механическую работу по настройке стандартных документов после каждого изменения в законодательстве, в то время как на рынке уже существует масса недорогих и простых тиражных решений, которые выполняют эту задачу, изначально полностью поддерживая все российское законодательство. Это наглядный пример того, насколько нерационально могут тратиться деньги при внедрении ERP-системы. Я настоятельно советовал бы подумать при внедрении и о том, в какие суммы будет выливаться дальнейшее сопровождение системы. Известны многочисленные примеры, когда через 3-6 месяцев использования ERP-системы руководство предприятия принимало решение вернуться к своим старым программам. Уровень успешности по внедрениям ERP–систем не превосходит 30%.
Почему же все-таки такие внедрения происходят? Виновна, конечно, соответствующая PR-поддержка, помноженная на неграмотность потребителей. Иногда мне, право дело, кажется, что ERP–системы стали своего рода модным веянием у директорского корпуса. Есть один город в Свердловской области, в котором расположено 4 достаточно успешных и крупных завода. Директора этих заводов – сливки города, и, конечно, ревностно относятся к успехам друг друга. Пару лет назад буквально в течение одного месяца на разбитых дорогах городка появились 4 Porsche Cayenne Turbo. А в этом году в этом городе были запущены 4 проекта по внедрению ERP–систем… Мне кажется, это явления одного порядка.
По моему твердому убеждению, для среднего и малого бизнеса внедрение ERP-системы крайне противопоказано. С большой осторожностью его можно рекомендовать только очень крупным производственным предприятиям с действительно уникальным производственным процессом, под который невозможно настроить какую-либо комбинацию из уже существующих на рынке тиражных программных продуктов. Для всех остальных гораздо более рационально автоматизировать процессы управления предприятием, выбирая из существующих на рынке систем те, которые способны полноценно интегрироваться с внешним миром. Приобретая и внедряя тиражные решения (пусть и приходится тратить дополнительные усилия на их интеграцию между собой; потому интегрируемость и является основным критерием выбора тиражного продукта), пользователь получает совокупный опыт методологов компании-разработчика, заведомо обходит «шишки» и «грабли», которые давно уже устранены по опыту других пользователей. Опыта, знаний, понимания предметной области в каждом таком решении будет куда как больше, чем в голове одного, даже самого лучшего ERP-консультанта. Наша компания СКБ Контур сама автоматизирована именно по такому принципу. Кто-то презрительно сожмет губы и назовет такой подход «лоскутной автоматизацией» - зато наша корпоративная информационная система дешева и легка в сопровождении, каждый модуль вовремя обновляется. И работает такая система надежно.
Журнал «Топ-менеджер», №7 (июль 2008 г.)