«Нужен ли России технический прогресс?», «Бухгалтерская газета»
Поговорим об основных итогах круглого стола.
Наша газета активно следит за событиями, непосредственно касающимися представителей малого бизнеса – «субъектов малого предпринимательства», как их называют чиновники: индивидуальных предпринимателей и просто небольших фирм.
Индивидуальные предприниматели, безусловно, - самая многочисленная группа, призванная сформировать средний класс в России. Не случайно президент Владимир Путин неоднократно, практически из года в год, указывает именно на малый бизнес в качестве основной опоры и надежды российского общества.
Наши читатели, как и участники круглого стола, часто жалуются на проблемы, возникающие у малого бизнеса на практике. Дело в том, что в нашей стране любой, кто отважится вести бизнес в рамках сравнительно небольшой структуры, за которой не стоят ни нефть, ни газоносные месторождения, действительно герой. Про административные барьеры можно и не упоминать. Следует ли говорить про то, что любые изменения в законодательстве, касающемся бухгалтерского учета и налогообложения, отражаются на индивидуальных предпринимателях, малом бизнесе, среднем классе, то есть, на нас с вами.
Одной из инициатив, последовательно проводимой Министерством финансов и Федеральной налоговой службой, стало представление предпринимателями сведений о среднесписочной численности работников. Как оказалось, это было необходимо для куда более революционной новации – расширения степени применения и нормативов по сдаче электронной отчетности и электронного документооборота. Причем, для значительного числа фирм обязательных. Характерной тенденцией стало то, что первоначально планка, при которой нужно было обязательно сдавать отчетность в электронном виде, стала составлять 250 работников с 1 января 2007 г., а теперь «не за горами» и ее снижение до 100 человек. Вот это уже вплотную приближается к небольшим фирмам и предпринимателям. Возможно, что в обозримом будущем введут вообще поголовно обязательную электронную отчетность для всех.
Безусловно, реформирование и переход на электронную отчетность может достаточно болезненно сказаться именно на индивидуальных предпринимателях, в этом практически все участники круглого стола были единодушны.
На данный момент, по данным Московского центра развития предпринимательства при правительстве Москвы, в России зарегистрировано 430 тыс. субъектов малого предпринимательства. Цифра внушительная, если учесть, что по данным ФНС РФ в России зарегистрировано 3 361 млн. коммерческих предприятий. Из них 2,3 млн. (85%) - общества с ограниченной ответственностью (ООО), и только 197 тысяч (8%) - акционерные общества открытого и закрытого типа (ОАО и ЗАО). Понятно, что удельный вес малого бизнеса в лице ООО и индивидуалов достаточно велик.
Тем не менее, индивидуальные предприниматели, одновременно, - и самая обездоленная часть. Об этом свидетельствует и то, что за последние 5 – 7 лет численность предпринимателей снизилась почти на 50%.
В ходе круглого стола был выявлен целый ряд проблем, характерных для процесса внедрения электронной отчетности «по-русски».
Это, конечно, недостаточная урегулированность на законодательном уровне вопроса распределения ответственности между налогоплательщиком и фирмой, оказывающей ему помощь по сдаче электронной отчетности. Ведь если у налоговиков возникнут вопросы, они, конечно, будут связываться с лицом, которое декларацию сдавало, а не с самим налогоплательщиком. Нужно ли говорить, что пени и доначисления не заставят себя ждать.
Или вот, пример из жизни. Фирма, осуществляющая сдачу отчетности в электронном виде, в том числе и за индивидуальных предпринимателей (т.н. пункт коллективного доступа), столкнулась с излишне усложненной процедурой, когда индивидуалам приходилось сначала отстаивать огромные очереди к нотариусу и нести дополнительные расходы, а затем уже сдавать отчетность через фирму-посредника. Еще зарисовки из жизни – налоговые инспекции блокировали входы для налогоплательщиков, заставляя отстаивать их огромные очереди на улице… И все для того, чтобы отчитывались электронно. Только начали, как всегда, не с того…
А нужно ведь только поддержать и помочь. Зачастую о том, как сдавать отчетность в электроном виде, да и вообще, что это такое, предприниматели просто не знают. Нет никакой государственной поддержки внедрения системы или льгот по подключению. А ведь это достаточно существенные финансовые затраты для индивидуала.
Но пока только на уровне Москвы существует специальная целевая программа помощи предпринимателям, в рамках которой оказывается реальная помощь.
И это при том, что, являясь свидетельством научно-технического прогресса и развития нашего общества, введение электронной отчетности тормозится простой неурегулированностью и нерешенностью вопросов «на верхах».
Активную позицию, учитывающую интересы индивидуальных предпринимателей, продемонстрировал на круглом столе Антон Сабитов, генеральный директор Санкт-Петербургского филиала СКБ Контур. Он сказал: «Бизнес нашей компании является довольно успешным: в последнее время было большое количество подключений к системе «Контур-Экстерн» со стороны крупных и средних предприятий, и до недавнего времени мы не выделяли субъектов малого предпринимательства как отдельную категорию пользователей наших программ. Что мы предпринимаем в этом направлении и что в ближайшее время сможет исправить ситуацию? … С 1 ноября 2007 г. на всей территории страны вводится специальный тарифный план для индивидуальных предпринимателей. При прочих равных условиях стоимость обслуживания и подключения к «Контур-Экстерн» для индивидуалов будет меньше, чем для средних и крупных организаций. Это только первый шаг, пока он лишь отчасти решает проблему, поскольку ориентирован на индивидуальных предпринимателей, у которых есть штат сотрудников, бухгалтер, которые готовы купить коробочную версию продукта и самостоятельно оправлять отчетность. Таковых, по моим подсчетам, не более 10% от общего количества субъектов малого предпринимательства». В заключение Антон Сабитов заверил, что «…честный здоровый рынок, приемлемые цены, должное отношение и схемы продаж приведут к тому, что мы выполним важную задачу – привлечь как можно больше организаций к сдаче электронной отчетности. В том числе, субъектов малого предпринимательства, в частности, с помощью развития пунктов коллективного доступа и некоторых других организационных форм, которые мы в самом ближайшем времени начинаем внедрять».
По окончании круглого стола предприниматель из Рязани Скворцова Н.О. поделилась своим мнением о мероприятии: «Круглый стол дал мне ответы на все вопросы, с которыми я пришла. Интересно было узнать об опыте поддержки малого бизнеса в Москве. Очень понравились то, как давали ответы на вопросы сотрудники СКБ Контур – четкие, понятные, доступным языком; ни один вопрос не остался без ответа. Меня больше всего интересовало то, как можно разрешить проблемы, возникающие в пунктах коллективного доступа. Поэтому мне жаль, что на круглом столе не было представителей структур, которые отвечают за правовые аспекты, связанные с электронной отчетностью. В целом же по итогам круглого стола я только укрепилась в положительном мнении об электронной отчетности».
К сожалению, на данный момент только разработчик озаботился проблемами индивидуальных предпринимателей, а во властных структурах пока никак не хотят улучшать ситуацию. Что ж, посмотрим…
Медведев А.С., эксперт «БГ»
«Бухгалтерская газета», № 21/2007 г.