Главная » Пресс-центр » Клиентские публикации » «Варианты программных систем для автоматизации ЖКХ» , журнал «Реформа ЖКХ»

«Варианты программных систем для автоматизации ЖКХ» , журнал «Реформа ЖКХ»

В этой статье мы рассмотрим варианты только промышленных программных систем, оставляя за скобками самостоятельные разработки предприятий ЖКХ или отдельных, пусть даже очень талантливых, программистов. Такие «самодельные» варианты не кажутся нам приемлемыми. Ведь в условиях постоянно меняющегося законодательства любая программная система требует частых доработок и обновлений, и не очень осмотрительно для организации оказываться в заложниках у незаменимого человека, который один обладает полной информацией об устройстве данной системы и способен производить необходимые доработки.

Что касается промышленных программных систем от серьезных IT-разработчиков, в настоящий момент на российском рынке существуют следующие варианты автоматизации предприятий жилищно-коммунального хозяйства:

  •   Заказные программные комплексы для автоматизации предприятий ЖКХ;
  •   Настраиваемые системы, адаптируемые под потребности организаций ЖКХ;
  •   Тиражные коробочные программы для автоматизации организаций ЖКХ.

Рассмотрим подробнее плюсы и минусы каждого варианта на примерах конкретных внедренческих проектов, осуществленных компанией СКБ Контур.

Заказной программный комплекс. Так называют программу, которую компания-разработчик пишет специально для конкретной организации с учетом всех ее нужд. Этот вариант требует больших временных и денежных затрат, поскольку создать с нуля (или даже не с нуля) качественную биллинговую (а точнее, информационно-расчетную) систему очень не просто. Такое решение приемлемо только в тех случаях, когда Заказчик готов заплатить достаточно крупную сумму и ждать результата относительно долго. В результате Заказчик действительно может получить очень удобную именно для его условий систему. Тем не менее, при всех вложениях этот вариант не лишен недостатков. При смене политических (внешних для ЖКХ) условий возможно изменение зон ответственности в сфере городского или муниципального хозяйства по исполнению различных функций в процессе предоставления гражданам услуг ЖКХ, социальной поддержки и отчетно-контролирующих задач (со стороны Муниципалитета и государственных органов). Эти изменения очень сложно предусмотреть в ходе проектирования и создания программной системы. В результате бывают случаи, когда реформирование ЖКХ МО (и связанных с ЖКХ государственных и муниципальных органов) приводит к необходимости полной переделки или даже замены программной системы.

Пример

Заказной разработкой СКБ Контур стал Единый Расчетный Центр (ЕРЦ) г. Екатеринбурга, который на сегодня является одним из крупнейших расчетных центров России. Этот ЕРЦ, работающий с объемом в 420 тысяч лицевых счетов, запущен в эксплуатацию в 2002 году. После запуска ЕРЦ была сформирована своя команда программистов, которым мы передали программную систему на сопровождение и последующие доработки.

Настраиваемый вариант. В этом случае существует базовая программная система, в программное ядро которой разработчики стараются заложить весь опыт сотрудничества с различными территориями, предприятиями ЖКХ, органами Социальной поддержки населения и другими участниками процесса в ЖКХ. Эта базовая система создается максимально гибкой и её можно адаптировать к условиям каждого конкретного Заказчика с помощью настроек и небольших доработок.

Компания СКБ Контур выбрала именно этот путь как основной вектор развития программного обеспечения Муниципальной сферы. Существует несколько различных вариантов внедрения базовой системы «Контур-ЖКХ» в зависимости от требований конкретной ситуации. В одних случаях необходимы небольшие доработки форм специфических отчетов и конвертация (перенос) данных из старой системы в новую. В других требуется полный комплекс работ по внедрению с исследованием местного законодательства и созданием Технического Проекта внедрения. На основе Технического Проекта производятся все настройки системы, создаются Контрольные примеры для проведения Приемо-сдаточных испытаний, определяются и производятся необходимые доработки. После этого специалисты Заказчика проходят курс обучения. Для последующего сопровождения и обновления системы «Контур-ЖКХ» Заказчик заключает договоры с компанией-разработчиком.

Практика сегодняшнего дня показывает, что наша базовая система «Контур-ЖКХ» чаще всего устраивает Заказчика процентов на 80-100. Все тонкости и отличия местной ситуации выявляются при обследовании конкретной законодательной базы Заказчика и сложившихся местных традиций работы с населением. После этого согласовывается необходимый объем доработок. Когда нужные Заказчику доработки выполнены, самые существенные из них мы вносим в Типовую конфигурацию, чтобы последующие Заказчики приобретали «Контур-ЖКХ» уже в расширенном варианте.

Примеры

1. В Пермском крае был разработан «Пермский вариант» электронного реестра льготников для органов Социальной Защиты Пермского края. Теперь новые Заказчики системы «Контур-ЖКХ» в Пермском крае имеют возможность автоматически формировать реестры в Соцзащиту.
2. В Свердловской области насчитывается уже около 40 предприятий ЖКХ, пользующихся системой «Контур-ЖКХ». Поэтому система максимально адаптирована к требованиям этого региона. Поселок Рефтинский (объем ЖКХ - 7500 лицевых счетов) приобрел «Контур-ЖКХ» в типовом варианте, мы сделали конвертацию данных, провели обучение, и уже через 2 недели после подписания договора расчетная группа Рефтинского запустилась в промышленную эксплуатацию. Опыт показывает, что Технический Проект, который мы создаем и согласовываем с Заказчиком, помогает обеим сторонам точно понимать, что будет представлять из себя система при передаче в промышленную эксплуатацию, а Контрольные Примеры (входят в ТехПроект) являются основой Приемо-Сдаточных Испытаний (ПСИ).
3. В г. Лесной (ЗАТО) (25 тыс. лицевых счетов) за 1,5 месяца был нами создан и согласован Технический Проект, согласованы относительно небольшие доработки с учетом специфики ЖКХ в ЗАТО. Система «Контур-ЖКХ» запущена в промышленную эксплуатацию через 3 месяца после подписания договора на внедрение.
4. В г. Каменск-Уральский (67 тыс. лицевых счетов) за 2 месяца создан Технический Проект. Технические Требования к конкретным доработкам составлялись сразу на этапе согласования. Опытно-промышленная эксплуатация системы «Контур-ЖКХ» началась через 2,5 месяца после подписания договора. За это время в систему были полностью перенесены необходимые данные, и персонал Заказчика прошел обучение работе с системой.

Тиражный коробочный вариант. В этом случае приобретается «коробка», т.е. программа со всей документацией как готовый и в некотором роде законченный инструмент. Доработки под конкретного Заказчика не предполагаются, все настройки при необходимости Заказчик может делать самостоятельно. Такой вариант работы обычно удобен для небольших ТСЖ, ЖСК, Управляющих компаний – во всех случаях, когда объем работ по расчетам с жителями небольшой. Часть функций, которых в тиражном коробочном программном продукте может не хватать, можно осуществлять вручную.

Однако наш опыт показывает, что бывает и такое, что организации ЖКХ с количеством обслуживаемых лицевых счетов более 2-3 тысяч решают приобрести «коробку» и самостоятельно запускают программу «Контур-ЖКХ» в работу. Чаще всего после внедрения системы «Контур-ЖКХ» потребности Заказчиков растут: появляется необходимость расширять зону деятельности, выходят новые законодательные документы и т.д. Все эти изменения внешних условий приводят к необходимости модернизировать, обновлять программный продукт, расширять функциональные возможности программы и/или объемы обслуживаемых лицевых счетов. В этом случае политика компании СКБ Контур очень удобна для Заказчика. Нет нужды покупать более крупную систему, достаточно просто заключить договор обновления в связи с необходимостью расширения функционала и обновить программу. При увеличении объемов обслуживаемого жилфонда можно докупить лицензию на обработку необходимого количества лицевых счетов. Все настройки программы при этом остаются прежними, меняется только количество лицевых счетов в рабочей базе.

Примеры

1. Управляющая компания из г. Пермь купила «коробочный вариант» (до 400 квартир), настроила, поработала несколько месяцев, получила опыт работы с системой, а затем закупила лицензию на весь свой жилфонд – 2500 квартир.
2. ТСЖ из Краснодарского края купило «коробку» и работает, почти не обращаясь к нам за консультациями – они очень самостоятельны.

При сравнении всех перечисленных вариантов по соотношению цена/качество мы увидим, что оптимальным в большинстве случаев оказывается второй вариант, когда базовая система с помощью поставщика настраивается, адаптируется к местным условиям и запросам Заказчика. Еще один момент в пользу адаптируемых программ – это их дружественность. Программа должна иметь возможность встраиваться в существующие системы обмена информацией на муниципальном и региональном уровне. Где-то часть информации готовят на бумаге (например, в Паспортном столе), где-то с помощью Excel-я (например, в ТСЖ), где-то все готовится в специализированных программах (например, в Отделе Соцзащиты). Требования к формату информации у органов Социальной защиты, Служб субсидий, Департаментов ЖКХ меняются и будут меняться. Поэтому обеспечение качественного информационного обмена между разными программами - одно из требований сегодняшнего дня, а завтрашнего – тем более. Хорошая биллинговая Система умеет принимать и выгружать различные данные в различных форматах. Если взаимодействие с поставщиком программного продукта сохраняется, поставщик может либо научить местного программиста делать доработки и модификацию системы самостоятельно, либо на заказ внести необходимые Заказчику изменения.

Разработчик системы «Контур-ЖКХ» компания СКБ Контур реализует следующую позицию: в работе с программным комплексом Заказчик должен быть максимально независим от создателей системы, все настройки и изменения специалисты Заказчика могут делать самостоятельно, а при необходимости крупных доработок Заказчик обращается непосредственно в СКБ Контур. Договоры на сопровождение и техническую поддержку мы заключаем даже с самыми удаленными Заказчиками. Для них мы отработали особую технологию сопровождения по Интернет или телефону.

Журнал «Реформа ЖКХ» № 5/2007 г.