«Системная автоматизация ЖКХ с помощью программных комплексов СКБ Контур», журнал «Реформа ЖКХ»
Зачастую сами участники процесса не могут разобраться в сложных нормативно-правовых вопросах. Сплошь и рядом случается, что в пределах одного муниципального образования (МО), при общей для всех законодательной базе, одни и те же приказы и нормативные документы трактуются совершенно по-разному. Так, в одном районном центре одним и тем же судьей по аналогичному вопросу льгот для двух «чернобыльцев» было вынесено два противоположных решения с разницей в шесть месяцев. Бывают и случаи злоупотреблений со стороны персонала расчетной группы, когда они договариваются с жителями о суммах платежей или задолженностей.
Структурированный и четкий контроль за процессом развития ЖКХ будет выгоден всем -гражданам, предприятиям, сфере ЖКХ и, в целом, всей экономике страны. Но как наводить порядок в финансовой сфере, если финансовые потоки не видны? Как перераспределять зоны ответственности в ЖКХ, если не видно, что мы, собственно говоря, перераспределяем?
Для успеха всей коммунальной реформы создание единого (на уровне муниципалитета) и прозрачного информационного пространства в ЖКХ является первоочередной, самой актуальной задачей. Эффективно управляет тот, кто владеет информацией. Да и население должно получать четкую, ясную и своевременную информацию о том, сколько, за что и кому оно платит. Конечно, одномоментно единое информационное пространство не создать. И, тем не менее, такое пространство - это фундамент, без которого невозможно эффективно двигаться дальше.
В этом случае встают два закономерных вопроса: первый - кто должен контролировать сферу ЖКХ в процессе ее перехода на коммерческие рельсы, и второй - как достичь этого контроля?
Мы считаем, что ответ на первый вопрос однозначен: управление жилищно-коммунальным хозяйством должно оставаться у местных властей. Прежде всего потому, что отдать всю информацию о платежах граждан и расчетах с поставщиками услуг новым Управляющим компаниям (УК) означает идти на риск потери этой информации. Ведь УК могут реорганизовываться, а то и вовсе уходить с рынка. Если мы бесконтрольно передаем Управляющим компаниям данные о гражданах, суммах их платежей, долгах и прочую информацию, то нет никакой гарантии, что эта информация не уйдет с рынка вместе с самой Управляющей компанией. В итоге никто не застрахован от такой ситуации, когда граждане оплатили услугу, а Управляющая компания деньги поставщику не перечисляла, а затем просто исчезла. И такое действительно не раз случалось за последние годы. Что происходит дальше? Поставщики услуг - в первую очередь электричества, тепла, воды -не дождавшись платежей, могут начать отключения. А жители по традиции ищут заступничества у муниципальных властей. Администрациям (муниципального образования, либо даже области) приходится вмешиваться. Так, в одном из городов Свердловской области только заступничество губернатора предотвратило отключение горячей воды. Вот и получается, что как ни крути, а власть не может устраниться от проблем ЖКХ: в случае возникновения проблем виноватой все равно останется она. Поэтому информационная база сферы ЖКХ муниципального образования должна быть собственностью Муниципалитета (так же как, например, теплотрассы) и передаваться в оперативное управление Управляющим компаниям или Расчетным Центрам по специальному договору. Когда УК уходит с рынка ЖКХ, она обязана вернуть актуальную информационную базу в Муниципалитет, сохраняя преемственность полной актуальной информации о гражданах, платежах и жилфонде. Однако деятельность по поддержанию актуальной базы данных по жителям, постоянному отслеживанию льгот, тарифов, нормативов достаточно затратна. Поэтому самый рациональный вариант работы с информацией, на наш взгляд, это создание Информационных или Расчетно-информационных (Расчетно-кассовых) Центров - структур, равноудаленных от всех участников расчетов и обеспечивающих качественную статистику для администрации. Центры консолидируют информацию по всему муниципальному образованию (МО), а зарабатывать могут на услугах по начислениям, сборам платежей, распределению платежей по поставщикам, подготовке аналитической информации и других услугах «вокруг» работы с населением. Эти Центры могут быть муниципальными или акционерными (АО) с участием муниципалитета.
После создания таких Центров и на их основе целостной Информационной Системы ЖКХ будет возможно встраивать Информационную Систему ЖКХ в остальное муниципальное хозяйство. Это будет удобнее жителям: система «Единого окна» упростит возможность получить ответы на вопросы по начислениям, льготам, совершить платежи. Это поможет службам Администрации, поскольку повысит управляемость хозяйством МО. После накопления достаточного объема информации по жилфонду, гражданам, платежам в ЖКХ, социальной поддержке населения, аналитика этих данных выходит на новый уровень.
Ну, а первыми шагами в этой цепочке должны являться действия по автоматизации самих предприятий ЖКХ и поставщиков коммунальных услуг. Ведь прежде всего необходимо, чтобы был наведен порядок там, где информация создается - производятся начисления, рассчитываются льготы, учитываются перерасчеты по недопоставкам услуг, отслеживаются перемещения граждан и чтобы все расчеты при этом соответствовали Законодательству. А затем вся эта информация в виде своевременной и понятной квитанции доносилась до потребителя.
Для удобной и правильной работы всей описанной системы, начиная с предприятий ЖКХ и заканчивая Муниципальной Информационной Системой, нужно использовать современные информационные технологии. Только серьезная и многофункциональная автоматизированная система может обеспечить эффективную работу и с гражданами и с муниципальной властью. Такая система дает возможность прогнозировать, отслеживать тенденции и принимать соответствующие управленческие решения, и в итоге планировать развитие муниципального образования. При создании систем комплексной автоматизации в муниципалитетах по всей стране можно будет говорить о новом уровне аналитики данных по всей России. Только в случае системной автоматизации ЖКХ по всей стране коммунальная реформа действительно принесет пользу для всего государства.
IT-компания СКБ Контур, разработавшая интеллектуальную программу «Контур-ЖКХ», накопила опыт построения информационных систем на объектах разного масштаба -от небольших поселков до города-миллионника (г. Екатеринбург). Наш опыт показывает, что с точки зрения готовности к реформе можно выделить несколько вариантов текущих состояний ЖКХ. Рассмотрим эти варианты и оптимальные способы процесса автоматизации жилищно-коммунального хозяйства в каждом случае.
Первый, самый благополучный вариант: сильный руководитель, современная многофункциональная биллинговая система, налаженный информационный обмен с другими организациями, хорошие традиции по работе с населением, отработанные технологии управления ЖКХ. В этом случае можно говорить о том, что фундамент для строительства Муниципальной Информационной Системы уже заложен. Нам остается только встраивать информационную систему в уже существующее муниципальное хозяйство, повышая его управляемость, выводя на новый уровень аналитику, и, соответственно, возможность планировать развитие МО.
Второй вариант: единого руководства процессом развития ЖКХ нет, автоматизация в ЖКХ существует, но программы разрозненны, электронного обмена информацией между программами различных поставщиков нет, работу Управляющих компаний никто не контролирует, и в целом единое информационное поле отсутствует. В этом случае полезно создавать если не единое, то хотя бы прозрачное для участников ЖКХ информационное пространство. Когда такая работа по наведению порядка в расчетах с населением начнется в МО, наверняка выявятся организации, которым будет выгодно передать функцию расчетов какому-либо Расчетному Центру.
Часто бывает так, что РКЦ получает кредит доверия постепенно, начиная с обслуживания 1-2 поставщиков. Остальные приходят, видя своевременность и надежность перечисления финансов поставщикам, стабильность работы РКЦ и преимущества сотрудничества. Скажем, потому, что введение Единого платежного документа (ЕПД) весьма способствует повышению собираемости платежей.
И, наконец, третий вариант, наблюдаемый в ЖКХ - самый сложный, но, к сожалению, очень распространенный: программы у поставщиков услуг старые, отстающие от законодательства, собираемость платежей низкая, все средства идут на латание дыр и устранение аварий в сетях.
Единственно возможный выход в этом случае - не пытаясь объять необъятное, начинать наведение порядка с автоматизации самого востребованного участка. Если можно какое-то время прожить с бумажной картотекой паспортного стола, то оставить его без автоматизации. Если орган Соцзащиты готов пока поработать с бумажными списками льготников, пусть продолжает работать по старинке. Начинать же рациональнее с автоматизации расчета квартплаты. При установке хорошей, перспективной биллинговой системы, четко предоставляющую жителям информацию по платежам, собираемость платежей начнет повышаться. С появлением финансовых средств от расчетов с населением постепенно окупятся вложения, сделанные во внедрение биллинговой системы. При этом закладывается фундамент для развития рыночных отношений в ЖКХ, поскольку качественная бил-линговая система позволяет работать со многими ТСЖ, Управляющими компаниями, ЖСК, мелкими поставщиками. Повышается качество управления ЖКХ и МО в целом, поскольку информационно-расчетная Система легко выдает множество самых различных отчетов, реестров, аналитических данных. И когда постепенно, мало-помалу будет наведен порядок в расчетах с гражданами, отработаны технологии взаимодействия, наработан опыт эксплуатации Информационно-расчетной системы, тогда можно будет переходить к следующим этапам автоматизации - автоматизировать работу паспортного стола, автоматизировать процесс предоставления субсидий, а затем развивать и другие направления ЖКХ - автоматизировать Аварийно-диспетчерскую службу, автоматизировать учет жилфонда и т.д
Созданная компанией СКБ Контур система «Контур-ЖКХ» позволяет начинать работать с той ситуацией, которая имеется на сегодняшний день в МО (или у конкретного Заказчика). Поскольку программные системы от СКБ Контур особо гибки, обладают механизмами обмена данными с программами других производителей, то возможна постепенная замена устаревших программ на разных участках на отдельные модули качественной системы («Контур-ЖКХ», модуля «Контур-субсидии», системы «Универсальный паспортный стол» и т.д.). Все эти модули полностью стыкуются друг с другом и программами других производителей.
Опыт, полученный при разработке программной системы «Контур-ЖКХ» и при ее внедрении, обязывает нас воспринимать сферу расчетов конкретного города как целостное явление и подходить к этому явлению системным образом. Запуская нашу технологию, мы помогаем мало-помалу наводить порядок в финансовых и информационных потоках заказчиков. Например, в частном секторе города Режа были проблемы при сборе платежей за водоснабжение. У Службы Заказчика не было возможности начислять и собирать платежи за воду в этих домах. В тоже время ресурсы Водоканала не позволяли ему взять на себя расчетные функции. При внедрении Системы «Контур-ЖКХ» наши специалисты устранили ключевую проблему: разработали алгоритм расчета платежей за воду в частных домах. Это стало толчком к решению всего вопроса. Водоканал взял на себя задачу сбора данных о количестве скота и поливных площадях, и теперь Расчетный Центр, пользуясь настроенной программой, спокойно рассчитывает и собирает платежи частного сектора.
Так, мало-помалу, автоматизируя отдельные, самые горячие участки ЖКХ при помощи современных, гибких, легко адаптируемых и полностью совместимых программ, возможно постепенно создать информационную систему российского жилищно-коммунального хозяйства. Такая система, состоящая из построенных на отработанных программно-технических решениях Муниципальных Расчетно-Информационных Центров, обеспечит правильность начислений и даст полную картину сводной статистики для отраслевых городских служб и муниципалитетов, и в итоге выведет на новый качественный уровень управление жилищно-коммунальным хозяйством страны. Ведь давно известно, что кто владеет информацией, тот владеет миром.
Борис Штрикман, главный специалист СКБ Контур
Журнал «Реформа ЖКХ» №4/2007 г.