Главная » Пресс-центр » Клиентские публикации » «Уровень эффективности. Система «Контур-Персонал» на российских предприятиях», журнал «Бухгалтер и компьютер»

«Уровень эффективности. Система «Контур-Персонал» на российских предприятиях», журнал «Бухгалтер и компьютер»

Внедряем HRM-систему!

Российские предприятия уже осознали преимущества новых ИТ-технологий. Многие участники рынка подбирают подходящую систему управления персоналом и делают это неторопливо и тщательно. И нередко приходят к выводу, что в большинстве случаев самое адекватное решение – это внедрение именно отечественной системы. Действительно, российские программы стоят в разы меньше зарубежных аналогов даже с учётом лицензии, обучения специалистов, внедрения и дальнейшего обслуживания. При этом они создаются специально для нашего рынка. А значит, системная адаптация под задачи российского предприятия пройдёт легче.

Рассказывает Эдуард Шифман, создатель системы и руководитель проекта «Контур-Персонал»: «Система уже успешно внедрена или внедряется на сотнях как крупных, так и мелких российских предприятий. Базовая версия «Контур-Персонал» является достаточной для небольших и средних предприятий. Требуется лишь установить её и обучить специалистов. Для крупных предприятий, которые должны следовать отраслевым стандартам ведения документации, необходима адаптация системы, т. е. формы документов, заложенные в неё, нужно приспособить под требования конкретного предприятия. Система позволяет многое изменить и настроить под нужды заказчика. Часть работы с ней не требует высокой квалификации, но кое-что в обслуживании системы должен делать специалист соответствующей квалификации. Поэтому помимо двухдневного курса для пользователей проводится отдельный пятидневный курс администрирования для ИТ-специалистов предприятий-заказчиков».

Предложенные далее вниманию читателей реальные примеры внедрения системы автоматизации управления персоналом «Контур-Персонал» показывают уровень эффективности российской программы, а также трудности, которые могут возникать при реализации внедренческого проекта.

«Магнезит»: потребность в единой системе управления персоналом

Комбинат «Магнезит» - самый крупный в мире производитель высокостойких огнеупоров на основе природного магнезитового сырья. До внедрения системы «Контур-Персонал» на предприятии использовали большое количество не связанных между собой программ на различных участках. Для расчёта оплаты сотрудников в каждом цехе были установлены отдельные программы, написанные специалистами комбината на dBase для DOS. В отделе кадров пользовались «своей» программой учёта персонала. Штатное расписание велось в Microsoft Excel. Для подготовки данных в Пенсионный фонд РФ и окончательного расчёта зарплаты также использовались отдельные программы. Обмен информацией между всеми этими программами был фактически невозможен, так как в них использовались различные форматы. Поэтому данные об одних и тех же сотрудниках в разные программы вводились вручную и автономно и могли различаться и не стыковаться на разных участках. Стоит ли говорить о том, как это затрудняло подготовку отчётов!

К тому моменту, когда руководители высшего звена предложили реализацию данного проекта, необходимость внедрять единую систему управления персоналом была очевидна всем. К тому времени, когда необходимо было выбирать систему управления персоналом, на комбинате установили финансовый контур системы SAP R/3 для ведения бухгалтерского учёта. Внедрение этой системы потребовало от предприятия привлечения существенных человеческих и финансовых ресурсов. Исходя из этого особо пристально рассматривалась возможность быстрой адаптации системы под нужды предприятия, отраслевые требования ведения документации и принятые формы внутрифирменных отчётов, кадрового и табельного учёта, расчёта заработной платы. После тщательного анализа разных систем управления персоналом (в том числе рассматривалась и возможность использования подсистемы SAP) остановились на решении «СКБ Контур».

Специалисты «СКБ Контур» существенно доработали базовую систему «Контур-Персонал» в соответствии с требованиями комбината «Магнезит». Для сотрудников комбината были организованы специальные курсы по обучению работе с системой «Контур-Персонал».

Основной проблемой оказался процесс переноса данных о 12 тыс. работающих и более чем 10 тыс. уволенных сотрудников из всех старых программ в одну новую. Поскольку «Контур-Персонал» позволяет вводить данные только в строгом соответствии с требованиями ПФР и УФНС, для упорядочивания информации многие сведения пришлось набрать заново. Огромная работа по ручному вводу информации в новую систему была проведена всего за месяц, причём уже без ошибок и сокращений. Много сил ушло на приведение в порядок штатного расписания. Всего через несколько дней после переноса данных была начата оперативная работа по приёму, переводу и увольнению сотрудников.

На втором этапе внедрения разработчики решили задачи, связанные с разницей расчёта сдельной и повременной оплаты труда в разных цехах комбината.

Результаты

На сегодняшний день на комбинате «Магнезит» в системе «Контур-Персонал» создана база данных на более чем 25 000 человек. К системе подключено более 200 рабочих мест, через которые ведётся кадровый учёт сотрудников, уволенных, ветеранов предприятия, соискателей. В единой системе одновременно работают кадровики, специалисты по обучению персонала, инженеры по труду, нормировщики в цехах, руководители, специалисты группы персонифицированного учёта, сопровождающие программисты. Работа стала более упорядоченной, количество ошибок уменьшилось, точность отчётов повысилась, расширились возможности контроля, доступа к актуальным данным по сотруднику. Ежемесячно в системе формируется и утверждается до 6000 приказов, распоряжений, рапортов, нарядов, путевых листов и других документов. Администрирование системы осуществляется специально обученным сотрудником комбината со своего рабочего места. Благодаря уникальной системе обновления программы «Контур-Персонал» специалисты комбината «Магнезит» могут ежегодно делать это с помощью типовой версии, сохраняя все ранее сделанные доработки. Обновление системы не требует переустановки клиентских компонентов и производится централизованно. Благодаря тому что система поставляется со средой разработки, «свои» ИТ-специалисты могут при необходимости самостоятельно расширять функционал системы. С момента ввода в эксплуатацию «Контур-Персонал» не было ни одного случая потери данных.

НПП «Аэросила»: в поисках функциональности

НПП «Аэросила» - одно из ведущих российских авиапромышленных предприятий. В основе управленческой стратегии активно развивающейся компании - применение самых передовых ИТ-технологий, в том числе систем автоматизации производства. Поэтому к поискам самой современной системы управления персоналом специалисты предприятия «Аэросила» подошли основательно. Они решили, не прибегая к помощи внешних экспертов, самостоятельно проанализировать существующие на рынке предложения. Среди рассматривавшихся программ были отобраны: «1С:Зарплата и кадры», Microsoft Business Solutions Axapta, Microsoft Business Solutions Navision, «Босс-Кадровик» и «Контур-Персонал». Ключевым критерием, по которому анализировались программные продукты, являлась их функциональность.

Изначально для руководства НПП «Аэросила» было очень важно, чтобы система смогла точно учесть особенности автоматизации кадрового учёта на производстве в авиаотрасли. Например, специфику учёта для опытно-конструкторского и серийного производства и наличие большого количества льготных профессий. Внедряемая HRM-система должна была автоматизировать расчёт заработной платы и учёт рабочего времени, обеспечить подготовку всех необходимых отчётов, а также иметь инструментарий для планирования фонда заработной платы. Кроме этого руководство компании ставило цель улучшить дисциплину на предприятии.

Рассмотрев все упомянутые варианты, в конце концов остановились на российском решении компании «СКБ Контур» как наиболее соответствующем перечисленным требованиям. Помимо функциональности важным положительным фактором оказалась стоимость продукта и его внедрения. По собственным оценкам экспертов НПП «Аэросила», в случае выбора системы «Контур-Персонал» стоимость внедрения оказывалась ощутимо меньше, чем у других российских разработчиков, и в 50 - 60 раз меньше аналогичного показателя для иностранных программ. Немаловажным условием, также повлиявшим на выбор системы, была возможность совместимости с другими программами, реализованная в решении от «СКБ Контур» на необходимом уровне. И наконец, ещё одним моментом, склонившим чашу весов в пользу «Контура», специалистами НПП «Аэросила» была названа возможность дальнейшей модификации программы собственными силами после внедрения системы и обучения её администрированию, т. е. без участия программистов разработчика. Это экономически выгоднее и создаёт дополнительные удобства.

Внедрение системы, как и в предыдущем случае, проходило в несколько этапов.

На первом были проанализированы бизнес-процессы на предприятии и выделены особенности и возможные сложности при реализации проекта. После установки программного обеспечения была произведена конвертация баз данных. Затем ряд сотрудников был обучен навыкам работы с системой.

После этого система была опробована в тестовом режиме: представители компаний заказчика и разработчика вместе тестировали установленное решение, определяли необходимость дополнительных настроек и реализовывали их. И уже после успешного выполнения всех этих работ система была передана в промышленную эксплуатацию.

Сотрудники НПП «Аэросила» отмечают, что решение «СКБ Контур» оказалось дружественным к пользователю - гибким и интуитивно понятным. Для реализации проекта потребовался всего один представитель компании-разработчика и один специалист для подготовки необходимых печатных форм. Со стороны заказчика было задействовано три человека: начальник отдела информационных технологий, администратор системы и работник отдела кадров. На полное внедрение системы потребовалось около пяти месяцев.

Результаты

На НПП «Аэросила» при помощи системы «Контур-Персонал» автоматизировано более 20 рабочих мест. Из функциональных возможностей системы «Контур-Персонал» внедрены табельный учёт при взаимодействии с электронной проходной, кадровый учёт, анализ работы с кадрами, планирование фонда заработной платы ОТиЗ и модуль «Расчётный отдел и руководство». Интересно, что после внедрения в рамках проекта электронной проходной улучшилась и дисциплина. Количество прогулов сократилось до нуля. Кроме того, значительно увеличилась производительность труда отдела кадров, появилась возможность использовать дополнительное время работы сотрудников, стал возможным детальный кадровый учёт, что упростило расчёт заработной платы. В настоящее время на НПП «Аэросила» функционирует полновесная система управления персоналом, увязывающая в единое информационное пространство все бизнес-процессы, связанные с управлением человеческими ресурсами компании.

Дешевле и проще

Опыт внедрения системы «Контур-Персонал» двумя совершенно различными российскими компаниями показывает, как система может быть адаптирована под предприятия с разной отраслевой направленностью, с разными потребностями, с изначально разными подходами к автоматизации управления персоналом. Претендуя на универсальность, система «Контур-Персонал» позволяет многое настроить под нужды заказчика и стать, так сказать, сильным звеном, встраиваясь в контекст комплексно функционирующей системы автоматизации предприятия. Например, в этой системе существует механизм универсальных запросов: пользователь может настроить параметры нужного ему отчёта и печатной формы к отчёту при помощи конструктора, не привлекая технического специалиста. Свои отчёты можно создавать и «программным» образом. «Контур-Персонал» позволяет разграничить доступ к данным с различных рабочих мест до уровня каждого реквизита и отдельной записи реквизита. На основе стандартных модулей создаются рабочие места с индивидуальными настройками, обеспечивающие каждому конкретному специалисту и руководителю доступ к уровню данных, необходимому для решения его задач.

В сложных организационных структурах, где решением задач управления персоналом занимаются десятки и сотни специалистов различных служб, данная система способна максимально упростить процесс согласования работы между участками кадровой и прочих служб. Для предприятий малого бизнеса актуальным окажется то, что программа содержит все основные формы приказов, отчётов и прочей документации и учитывает происходящие изменения законодательства. Внедрить систему и обучить сотрудника работать с ней может оказаться дешевле и проще, чем найти опытного кадровика.

Обобщим основные возможности, заложенные в систему «Контур-Персонал» (см. таблицу) и призванные сделать её полезной для предприятий самого разного профиля.

Свойства системы «Контур-Персонал»

Адаптивность Система встраивается и подстраивается под управленческие особенности каждой компании Масштабируемость Система успешно работает как на крупных и средних, так и на малых предприятиях. При необходимости может вести учёт персонала и по нескольким предприятиям Учёт всех требований российского законодательства Система включает в себя более 10 общероссийских классификаторов (ОКИН, ОКСО, ОКПДТР, ОКОНХ, KLADR, STREET, списки вредных профессий и др.) и 100 готовых форм отчётов, свыше 130 справочников и 40 видов приказов по персоналу и штатному расписанию, включая все формы, предусмотренные инструкцией Госкомстата Открытость Система обменивается данными с программами, поддерживающими выгрузку и загрузку данных в текстовом, DBF и других форматах, а также даёт возможность создавать собственные отчёты, приказы и другие документы. Для обмена с системой «1С» в программе «Контур-Персонал» имеются предварительно настроенные схемы Лёгкость в использовании Система предельно понятна и проста в работе. Специалисты кадровой службы получают необходимые им данные со своего компьютера. Право доступа к просмотру и корректировке данных настраивается для каждого пользователя системы индивидуально Доступность С учётом лицензии, обучения специалистов, внедрения и дальнейшего обслуживания система стоит в разы меньше аналогичных программ

По утверждениям разработчиков, благодаря своей технологичности система «Контур-Персонал» очень быстро осваивается и внедряется. После процесса внедрения за каждым предприятием, ставшим пользователем системы, закрепляется куратор. А быстрый ответ по любому насущному вопросу, связанному с работой системы, можно получить по постоянно функционирующей клиентской телефонной «горячей линии».

Ольга Мазур, Центр Коммуникационных Стратегий

Журнал «Бухгалтер и компьютер», № 8/2007 г.