«Отвечаем на вопросы читателей «Бухгалтерской газеты»
- У нас проводится налоговая проверка по НДС и налогу на прибыль. Вправе ли налоговый орган запрашивать полный комплект первичных документов и какие существуют ограничения?
Проверки бывают камеральными (ст. 88 НК РФ) и выездными (ст. 89 НК РФ). В пункте 7 статьи 88 сказано, что «при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом». В статье же предусматривается только право налогового органа требовать документы, подтверждающие право применения налогоплательщиком налоговых льгот и налоговых вычетов, а также при проведении проверок по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, требовать иные документы, «являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов».
Если речь идет о выездной проверке, то в соответствии с пунктом 12 статьи 89 налогоплательщик обязан предоставить для проверки документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Необходимые для проверки документы могут быть истребованы у налогоплательщика в порядке, установленном статьей 93 НК РФ. При этом ознакомление должностных лиц налогового органа с этими документами допускается только на территории налогоплательщика за некоторыми исключениями. Проверяемый период в соответствии с пунктом 4 статьи 89 не может превышать трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.
- Налоговая инспекция отказала нам в возмещении НДС из-за того, что нашего поставщика подозревают в недобросовестности (они не сдавали отчетность). Должны ли мы отвечать за недобросовестность нашего контрагента?
Налоговый кодекс РФ не предусматривает зависимости права на вычет НДС от поведения контрагента. Тем не менее, встречаются случаи предъявления подобных претензий к налогоплательщикам со стороны налоговых органов, и даже есть судебные решения окружных ФАС, их утверждающие. Конечно, противоположных решений, подтверждающих право на вычет, по всей видимости, существенно больше. Так, например, ФАС Московского округа в своем постановлении от 19.10.2006 № КА-А40/10012-06 указывает, что налоговое законодательство не возлагает на налогоплательщика обязанности проверять сдачу отчетности своими контрагентами и не ставит в зависимость от этого право налогоплательщика на применение вычета.
- Как выявленные по результатам инвентаризации основные средства в налоговом учете учитываются для целей налогообложения прибыли, и как по ним начисляется амортизация?
Стоимость таких основных средств считается внереализационным доходом, поскольку, согласно пункту 20 статьи 250 НК РФ, таковым считается стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации. Амортизация на такие основные средства не начисляется, так как в налоговом учете отсутствуют расходы на их создание и приобретение, которые бы могли в дальнейшем амортизироваться. Такое разъяснение изложено, в частности, в письме Минфина РФ от 25.01.2008 № 03-03-06/1/47. Тем не менее, по мнению автора этого письма, для целей налогообложения они учитываются в составе амортизируемого имущества по своей рыночной стоимости по аналогии с безвозмездно полученными основными средствами.
- Просим разъяснить, как облагаются НДФЛ субсидии на приобретение или строительство жилья, полученные по целевой программе в 2006 - 2007 годах. Что изменилось с 1 января 2008 г.?
Если речь идет о субсидиях за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, то с 1 января 2008 г. пункт 36 статьи 217 НК РФ предусматривает освобождение от НДФЛ сумм этих субсидий. Что же касается субсидий, полученных до этой даты и предназначенных на приобретение или строительство жилья, то они подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке, что подтверждается, в частности, письмом Минфина России от 16.04.2007 № 03-04-06-01/120.
Следует отметить, что в письме Минфина РФ от 26.10.2007 № 03-04-07-01/210, которое письмом ФНС РФ от 4.12.2007 № ГИ-6-04/930@ официально доведено до сведения налоговых органов, указывается, что получивший подобные субсидии налогоплательщик в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ имеет право на имущественный налоговый вычет (уменьшение налоговой базы) на общих основаниях, как если бы он приобрел или построил жилье за счет собственных средств. Этот вычет предоставляется один раз в жизни в размере фактически произведенных расходов, но не более 1 000 000 рублей. Воспользоваться по одним и тем же суммам и освобождением от НДФЛ, и правом на вычет, разумеется, нельзя.
- Некоммерческая организация применяет УСН (доходы, уменьшенные на величину расходов). Уставной деятельностью являются, в том числе, образовательные услуги. Включаются ли целевые поступления из местного бюджета на уставную деятельность в налогооблагаемую базу?
Согласно статье 346.15 НК РФ, посвященной порядку определения доходов при применении УСН, при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251. В пункте 2 статьи 251 сказано, что целевые поступления (кроме поступлений в виде подакцизных товаров) не учитываются при определении налоговой базы. В подпункте 3) этого же пункта суммы финансирования из бюджетов разных уровней, в т.ч. и местных, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций, перечислены как относящиеся к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций. Таким образом, указанные поступления не должны включаться в налогооблагаемую базу. При этом налогоплательщики обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
- Организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы. Какой порядок отражения в книге учета доходов и расходов возврата авансов покупателям или ошибочно перечисленных платежей?
Прежде чем разбираться с Книгой, следует задаться вопросом: может ли вообще налогоплательщик таким образом уменьшить свою налоговую базу, и, если может, то в каком периоде – в период получения аванса или в период возврата? Есть письмо Минфина РФ от 14.04.2006 № 03-11-05/103, автор которого считает, что при объекте налогообложения «доходы» налогоплательщик не может в данном случае уменьшать налоговую базу, так как «статьей 251 Кодекса в состав доходов, не учитываемых при налогообложении, не включены суммы авансов, возвращенных покупателям». Интересно, что тот же автор ранее в письме от 25.01.2006 № 03-11-05/103 утверждал, что те же налогоплательщики «могут уменьшать полученные доходы на сумму возвращенных авансовых платежей».
Более поздние письма Минфина РФ от 11.04.2007 № 03-11-04/2/98 и от 09.04.2007 № 03-11-04/2/96 разрешают уменьшение налоговой базы на сумму возврата путем ее уточнения за период, в котором были получены авансы, т.е. при разных периодах получения и возврата требовалась подача уточненной декларации. С 1 января 2008 г. вновь введенный третий абзац пункта 1 статьи 346.17 НК РФ определил, что на сумму возврата предоплаты уменьшаются доходы того периода, в который этот возврат произведен.
Что касается отражения возвратов авансов в Книге учета доходов и расходов, то в Порядке ее заполнения, как и в разъяснениях финансовых ведомств, указаний по этому поводу нет. Поэтому приходится полагаться на мнение экспертов. Судя по публикациям, эксперты в основном считают, что возвраты авансов следует вносить в Книгу в раздел I записью, сторнирующей доходы. Т.е. в этой записи сумму возврата следует проставлять в графу 4 «Доходы…» со знаком минус.
По поводу ошибочно перечисленных платежей в пункте 2 уже упомянутого письма от 11.04.2007 № 03-11-04/2/98 высказано мнение, что такие платежи вообще не должны учитываться в доходах, поскольку они не являются доходом от реализации или внереализационным доходом. По всей видимости, если при получении подобного платежа он все-таки был учтен в Книге и в налоговой базе в качестве дохода, то в дальнейшем при его возврате действовать нужно так же, как и при возврате аванса.
«Бухгалтерская газета» № 4/2008