Чтобы завтра – ни в одном глазу!, журнал «Топ-менеджер»
В советские времена пионерский лагерь, показанный в фильме, легко проецировался зрителем на советское общество. А сейчас мы проецируем его на производственный коллектив, которому «повезло» с руководителем. Директор лагеря товарищ Дынин в исполнении Евгения Евстигнеева - пример руководителя-функционера, который всегда и во всем пытается подменить суть самого действия формальными признаками. Такой руководитель знаком всем: он старается навести порядок и дисциплину в организации, и при этом в упор не видит, чем живет коллектив на самом деле.
- Что читаешь?
- Чехова.
- Зачем?
- Смешно.
- Много смеешься. Почитала бы лучше журнал "Вожатый".
Такой формальный руководитель не является истинным инициативным лидером.
Этот урок для топ-менеджера компании на тему, каким быть ни в коем случае нельзя: ведь если сотрудники компании талантливы и перспективны, они не смогут поддерживать формальную дисциплину, ходить по линейке. Талантливые люди проявят максимальную находчивость и выдумку, и, в конце концов, оставят формального руководителя в дураках. Увольнение неугодных подчиненных тут не поможет, как не удалось товарищу Дынину (любимая фраза которого, кстати, «Дети- хозяева лагеря!») навести порядок, выгнав из лагеря за постоянные шалости пионера Костю Иночкина. Иночкин не хочет «загонять бабушку в гроб» и тайком остается в лагере. И это только помогает ребятам сплотиться, проявить изобретательность и бросить все свои таланты на борьбу с системой. А куда еще применять эти таланты в системе, не желающей и не умеющей их развивать?
- Мы бодры, веселы...
- Стоп, стоп! "Бодры" надо говорить бодрее. А "веселы"?
- Веселее.
- Молодец, понял.
Пионеры показывают физкультурную композицию, Дынин налагает лаконичное вето:
«Выразительно – это можно!». Мы хохочем: в этом ответе – вся сущность такого руководителя-формалиста. Не развивать, улучшать, культивировать, а разрешать или запрещать. Фактически, это функция цензора. Дети в этом фильме – это инициативная группа любого коллектива, его творческое начало. Они укрывают нелегала Костю Иночкина под помостом трибуны в центре лагеря, дружно носят ему котлеты из столовой, они готовы мужественно пробежать в голом виде через заросли крапивы, чтобы имитировать эпидемию кори и сорвать родительский день, и вместе с ним – приезд Костиной бабушки… С таким руководителем, как Дынин, сотрудники становятся не командой, работающей на одну цель с руководством, а бойцами Сопротивления.
- Крапивой секлись, котлеты куда-то выносят... Может, побег готовят, или еще похуже?
А пока ребята изобретают мыслимые и немыслимые способы помочь Иночкину, товарищ Дынин лично считает привес, оценивая работу вожатого не по содержанию, а по формальному признаку.
- Очень хорошо, общий вес отряда – 865 килограмм, так они к концу смены за тонну перевалят. Эх! – вот это питание!
- Прирост веса - минус 100 грамм! Вот до чего доводят эти вавилоны на голове!
Кстати, вы обратили внимание: товарищ Дынин и сам очень часто что-то кушает - то арбуз, то компот? Может быть, это намек очень низкий уровень его потребностей по пирамиде Маслоу, где физиологические нужды занимают нижнюю ступеньку? Был «правильным» ребенком, вырос «правильным» функционером.
- Тут зрители аплодируют, аплодируют, кончили аплодировать…
Для сотрудников, которым «посчастливилось» работать у такого руководителя, в фильме есть подсказки. Ведь глубинную суть дела с формалистом обсуждать бесполезно. Значит, общаться с ним нужно по-другому. Герои фильма находят выход интуитивно. Комично показана ситуация, когда вожатые общаются с крамольным пионером Иночкиным в его убежище, и их застукивает Дынин. «Что Вы здесь делаете?» - «Ужинаем… Закусываем», - быстро сориентировавшись, отвечают вожатые. – «Ладно, разберемся, но чтобы завтра ни в одном глазу», - спокойно резюмирует Дынин. Он удовлетворен: ему неважно, что вожатые пьянствуют и почему они это делают. Ему важно, чтобы был соблюден формальный порядок. Вот и эффективный метод работы с формалистом: удовлетворяя его потребность в формальных признаках, спокойно за его спиной делать свое дело. Тогда, если коллектив талантлив, то дело будет делаться не благодаря, а вопреки руководителю – формалисту.
Конечно, показанное в фильме - гротеск! Конечно, в нынешнее время активных, целеустремленных людей всем понятно, что формальный подход к своему делу не имеет успеха ни в жизни, ни в бизнесе, и что тип руководителя – Дынина не имеет права на выживание. И все-таки, коллеги, посмотрите еще раз эту комедию! хотя бы ради того чтобы убедиться, что Вы не узнаете себя, когда слышите из уст великого артиста:
Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка, и за всю свою жизнь я не смог огорчить ее до смерти, а он (показывая пальцем на Иночкина) - смог!
Журнал «Топ-менеджер» №1/2008 г
Вся правда о боссах